В Казахстане обсуждается возможность снижения налоговых ставок на авто для машин старшего возраста. В Налоговом кодексе предлагается сохранить текущий порядок исчисления транспортного налога, но с введением дифференцированных коэффициентов в зависимости от года выпуска ТС. Так, для автомобилей возрастом 10-20 лет коэффициент составит 0,7, а для машин старше 20 лет – 0,5.
Цель и обоснование нововведений
Представители Миннацэкономики РК заверили, что введение дифференцированных ставок не приведет к повышению количества старых автомобилей в стране. В ведомстве пояснили, что при ввозе транспортных средств в РК оплачиваются различные налоги и сборы, включая НДС, таможенную пошлину, акцизы, утильсбор. Эти ставки напрямую связаны с годом выпуска ТС, и все автомобили должны соответствовать регламенту. Получается, существующие меры должны компенсировать возможное увеличение доли старых автомобилей.
Представители Миннацэкономики уверены, что применение пониженных коэффициентов положительно скажется на справедливости налогообложения легковых машин. Снижение налогового бремени для владельцев старых автомобилей поможет создать более справедливую налоговую систему, компенсируя возрастные особенности транспортных средств и позволяя сократить финансовую нагрузку на владельцев более старых автомобилей.
Экономические последствия
Генеральный директор Агентства мониторинга и анализа авторынка Артур Мискарян представил примеры, иллюстрирующие влияние нововведений на налоговые выплаты. В текущих условиях налог на транспорт для автомобиля с объемом двигателя 2 000 см3 — 14 576 тенге в год. С введением новых коэффициентов эта сумма для автомобилей старше 20 лет может сократиться до 7 288 тенге. Для ТС с объемом мотора 4 000 см3 налог — 247 172 тенге, но для машин старше 20 лет он может снизиться до 123 586 тенге.
Возможные риски и альтернативы
По мнению Мискаряна, наиболее значительную экономию по налогу на транспорт получат владельцы старых автомобилей. Это может стимулировать их дальнейшую эксплуатацию, что не соответствует тенденциям повышения экологичности транспортных средств. В то время как официальные импортеры и местные автопроизводители обязаны улучшать экологические показатели своей техники, такие налоговые меры могут создать дисбаланс на рынке.
Эксперт предложил альтернативное решение — повышение ставок по налогам с привязкой к объему мотора и возрасту ТС. В некоторых странах также применяется практика ограничения въезда старых автомобилей в центральные районы городов, что дополнительно поддерживает экологические инициативы.
На начало 2024 года в РК насчитывается 4,6 млн легковых машин, из которых более 68% старше 10 лет. Это подчеркивает необходимость тщательного подхода к налоговой политике, чтобы обеспечить сбалансированное развитие автопарка страны и минимизировать экологические риски.