Бахыт Султанов, Министр интеграции и торговли заявил, что запасы из стабилизационного фонда не смогли повлиять на цены и не покрыли потребностей покупателей.
Продуктов было сформировано на сумму 3,7 млрд тенге или 25,4 тыс. тонн товаров. Интервенции от общего потребления составили до 1,4%. Запасы стабилизационного фонда формируются неэффективно и не способны влиять на цены.
Аграрный консультант Кирилл Павлов
По мнению аграрного специалиста, механизм не рабочий. Сейчас есть только статистика о посадках коррупционеров на этих схемах, а других результатов у нас нет. Улан Тажибаев, заместитель акима Туркестанской области внес предложение по субсидированию торговых сетей в 2019 году.
До этого регулярно выделялись средства из бюджета на закупку значимых продовольственных товаров. Выяснилось, что у фур, которые якобы ездят за продуктами, нет колес, а деньги на солярку списывали.
Оказалось, что необходимо субсидировать тех, кто реализует продукцию потребителю. Кирилл Павлов посмотрел на цифры и полностью поддержал такое решение. После Туркестанской области в тестовом режиме проект запустили в Акмолинской и Алматинской областях. Задача такого механизма – исключить ненужную прослойку, которая способствует удорожанию товара.
Почему эти проекты не отразились на ценах?
По мнению Павлова Кирилла, удалось только временно сдержать стоимость продуктов питания. Весь аграрный мир вдвое вырос за 2020 год, а эпидемиологическая ситуация нарушила цепочку поставок. В итоге стабилизационные фонды не смогли повлиять на рост стоимости товаров в стране.
Мнение Бахыта Султанова о Стабфондах
Министр заявил, что из бюджета выделено почти 22 млрд тенге и механизм работает. Но для влияния на рынок необходимо увеличить финансирование, тогда будут видны результаты. Министр сравнил Актюбинскую область, где в прошлом году цены на гречку выросли на 40%, а на сахар на 56,9%, яйца подорожали на 17,5%.
Бахыт Султанов считает, что требуется снизить ставки по кредитам торговых сетям и в ручном режиме заключить контракты с отечественным производителем. Не стоит забывать и о разработках конкретных предложений на местах.
Что с ценами на продукты питания в Казахстане?
Министерство торговли уверяет, что цены на социально значимую продукцию выросли всего на 2,4%. По официальной статистике за 12 месяцев продукты питания в РК выросли на 11,6%. Это максимальный рост с 2016 года. И стоит учитывать, что правительство с 2019 года контролирует подорожание социально значимых товаров в ручном режиме. Основные инструменты – выдача льготных кредитов торговым сетям и субсидирование. Задача Стабфондов – удержать и не допустить рост стоимости продуктов питания, но этого пока добиться не удалось.
Еще один эксперт общественного мониторинга, Руслан Асаубаев, озвучил причины слабого влияния стабилизационных фондов в 2020 году. Он выделил причины неэффективности работы:
- деятельность непрозрачная;
- нет конкуренции;
- средства разрешается хранить на депозитах;
- отсутствие анализа рынка.
Наверняка, в Министерстве торговли знали об этих причинах, но принимать меры не торопились. В прошлом году ситуация никак не поменялась.