В Алматы завершаются слушания по петиции, которая касается возможной отмены утильсбора в Казахстане в 2024 году. На финальной встрече собрались депутаты, рабочая группа, общественники и представители СМИ.
Отменят ли утильсбор в Казахстане?
На заводе Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы завершились слушания по утильсбору. Здесь присутствовали представители Минпорма РК, а также сторонники сохранения утилизационного сбора. Примечательно, что Санжар Бокаев и другие активисты не явились на мероприятие. Причины их отсутствия остаются неизвестными.
Депутат Мажилиса Олжас Куспеков, подчеркнул, что представленные в петиции сомнения относительно уровня локализации и активности авто производств в РК не нашли подтверждения в ходе его посещений различных заводов.
Он отметил, что посетил множество производств, включая заводы в Костанае и других городах, и уверен, что уровень локализации здесь на высоком уровне. У Астана моторс и Allur есть четкие планы и они активно двигаются вперед.
Куспеков считает, что следует пересмотреть правила, регулирующие утилизацию автомобилей в Казахстане, отделив этот процесс от производства. По его мнению, утилизация должна оставаться в сфере экологических требований. А с критикой столкнулись из-за необходимости улучшения системы возврата утилизационной платы автопроизводителям, что вызывает финансовые и коррупционные риски.
Обсуждение других вопросов
Помимо утильсбора, обсуждались и другие значимые вопросы. В частности, было предложено ввести запрет на ввоз машин из других стран, возраст которых более 7 лет. Это предложение направлено на защиту внутреннего рынка и улучшение экологической обстановки в стране.
Также планируется изменение законодательства, которое запретит физическим лицам ввозить более одного авто для личных целей в течение года с момента уплатой таможенного взноса. Такое нововведение направлено на уменьшение количества нелегально ввозимых автомобилей и борьбу с серыми схемами импорта.
Также обсуждалось ужесточение контроля над аккредитованными лабораториями, оценивающими соответствие ТС, ввозимых из других государств, стандартам ЕАЭС. Это предложение направлено на повышение качества и безопасности ввозимых автомобилей.
Что в итоге по утильсбору в Казахстане?
Представители Минпромышленности считают, что петицию следует отклонить. И связано это с тем, что в ней нет существенных аргументов от авторов. Сейчас предварительно известно, что утильсбор в Казахстане отменять не будут. А для принятия окончательного решения следует руководствоваться ст. 91 АППК РК. У заявителя есть право обжаловать решение Министерства. Адилбек Бектибаев из Минпромышленности также отметил, что итоговый вердикт по поводу утильсбора в РК вынесут после заседания министров.